Наиболее аварийно опасной зоной оказался участок, обнаруженный при профилировании вдоль ул. Политехнической. Этот участок проявился на ССП-разрезе воронкообразным объектом (показан штриховыми линиями). Центр этой воронки находится на расстоянии 210 м от пл. Мужества. Как оказалось, этот воронкообразный объект приходится в точности на участок разгерметизации тоннелей.
Более того, по данным сайта Научно - Технической Фирмы "Геофизпрогноз" - статья "История одного прогноза" - "На основании проведенных профилей выяснилось, что тектоническое нарушение, проявившееся воронкообразным объектом, показанным на рис.3, подсекается профилем, пройденным вдоль ул. Карбышева. Направление простирания этого тектонического нарушения показано на рис.2 штриховой линией".
Далее (по данным сайта Научно - Технической Фирмы "Геофизпрогноз") - статья "История одного прогноза" рис.№3 - "Проходящие по тоннелям поезда создают динамическое воздействие на грунт, и тем самым, усиливают перемещения грунта сверху вниз, которые увлекают с собой и тоннели. Замечено, что просадка тоннелей шла толчками, в моменты прохождения поезда через аварийную зону. Просадка грунта идет до самой поверхности, что подтверждено топографическими измерениями. Представляется, что взаимосвязь между характером развития аварии и местонахождением воронкообразного объекта позволяет в качестве причины аварии назвать не размыв в целом, а именно наличие тектонического нарушения.
По данным сайта Научно - Технической Фирмы "Геофизпрогноз" - статья "История одного прогноза" - "Контуры воронкообразного объекта, прорисованного на ССП-разрезе, определяют границы вертикального породного столба, в пределах которого породы находятся в тиксотропном состоянии вследствие постоянно идущего процесса микроперемещений микрочастиц сверху вниз. Тиксотропное состояние пород в пределах этой воронки оказалось подтвержденным результатами бурения. Бурение непосредственно в центре воронкообразного объекта осуществлялось в период проходки (в 70-х годах), и при этом потери керна по большей части интервалов скважины достигали 100%".